Адаптации к недостаточной освещённости
Discussion / Общие темы / Forum

Plantarium
online plant identification guide
Help and manuals

Views: 6694
Discussion

Нужна помощь коллективного разума Smile image Сегодня меня спросила школьница, является ли рассечённая листовая пластинка адаптацией к низкой освещённости. Если что, это вопрос ЕГЭ Big smile image Некоторым наверняка приходилось сталкиваться с этими вопросами. Если вдруг нет, из 6 вариантов нужно выбрать 3 правильных. И это следующие варианты: 1. цельная пластинка 2. рассечённая пластинка 3. светлые листья 4. листовая мозаика 5. разное строение световых и темновых листьев 6. колючки Ну я б точно выбрала 4 и 5 варианты. И точно не выбрала 3 и 6. Значит, какой-то из вариантов рассечённости является правильным Rolleyes image И в каком-то пособии написано, что рассечённые. Ну хоть убейте, не могу понять, в чём преимущество рассечённых листьев. У цельных хоть площадь больше, а следовательно и количество поглощенной световой энергии. Или они о гетерофиллии водных растений вспомнили? Ну дак там может и не к уровню освещенности адаптация Hmm image В общем, есть ли какие мысли (кроме как составителей вопросов на мыло Big smile image )
4 и 5 варианты - это однозначно.
Я бы к 4 и 5 все же добавила 3, но это уже перебор(( Нельзя же так обобщать. Вопрос, что они понимают под словами "светлые листья" У пустынных растений листья тоже часто светлые, т.к. одеты светоотражающей кутикулой/кристаллами соли/густым опушением... А в пустынях освещение ничего так бывает. С другой стороны, у растений средней полосы, скажем, в тени листья как правило светлее, чем на солнечных местах, т.к. не нужно столько хлорофилла - света все равно мало. Вообще, вопрос, как и многие оттуда взрывает мозг. Формулировка 5 - отдельный вопрос.
Ну хоть убейте, не могу понять, в чём преимущество рассечённых листьев.
Попробую угадать ход мыслей тех, кого на мыло: Если в тени и так "ловить нечего" (в смысле света), зачем тратить энергию - растить цельную пластинку - проще так помереть Big smile image
А разве членение листовой пластинки вообще пример адаптации к свету? А то что-то Гугл мне на эту тему ничего не выдаёт, всё больше на этих признаках акцентируется:
Листья у сциофитов располагаются горизонтально, нередко хорошо выражена листовая мозаика. Листья темно-зеленые, более крупные и тонкие. Клетки эпидермы крупнее, но с более тонкими наружными стенками и тонкой кутикулой, часто содержат хлоропласты. Клетки мезофилла крупнее, палисадная паренхима однослойная или имеет нетипичное строение и состоит не из цилиндрических, а из трапециевидных клеток. Площадь жилок вдвое меньше, чем у листьев гелиофитов, число устьиц на единицу площади меньше. Хлоропласты крупные, но число их в клетках невелико.
Про теневыносливых то же о рассечении ничего:
Внешний облик теневыносливых растений также отличается от светолюбивых. Теневыносливые растения обычно обладают более широкими, более тонкими и мягкими листьями, чтобы улавливать больше рассеянного солнечного света. По форме они обычно плоские и гладкие (тогда как у гелиофитов часто встречается складчатость, бугорчатость листьев). Характерно горизонтальное расположение листвы (у гелиофитов листья нередко расположены под углом к свету) и листовая мозаика. Лесные травы обычно вытянуты, высоки, имеют удлинённый стебель.
И вообще, открываем определитель наш, в экологии в группе "отношение к свету" выбираем тенелюбивое и смотрим варианты листа) А иак присоединяюсь к
Лена Глазунова wrote:
кроме как составителей вопросов на мыло
!
Нашла фот такое, но чем поможет, не знаю https://cf.ppt-online.org/files/slide/g/gQsK6EnvoRMf2jNLm5Twxrdt4kZulc7IqaFiXb/slide-35.jpg
Лена Глазунова wrote:
составителей вопросов на мыло
Лучше в Сибирь - снег убирать Hmm image
Ыыы Smile image Ну хоть не всё так плохо со мной, как я уж начинала опасаться. Анна, спасибо за находку. Именно это придётся запомнить школьникам. Хотя при чём там гетерофиллия водных — нипанятна
Анна Малыхина wrote:
фот такое
Интересно, откуда просочился пункт про рассечённость листьев? Плюс там прям каша, особенно про "гладкая, опушённая, покрытая восковым налётом листовая пластинка". А уж гетерофиллия водных растений - это и вовсе не из этой оперы. Пойдём от простого. У всех злаков простые, нерассечённые листья (по крайней мере я таких злаков не знаю). Есть тенелюбивые и теневыносливые злаки. Что-то рассечённость не подхвачена.
Я бы не сдал ЕГЭ. Smile image А по поводу рассеченной листовой пластинки, у культиваров, к примеру Бузины. В тени она менее рассечена, чем на солнце. Для фотосинтеза в тени нужна большая площадь листа.
Вдогонку (на ту же мыловарню) надо отправить составителей олимпиадных вопросов по биологии и географии...
Ой, ну с водными-то как раз понятно- чем глубже, тем меньше света и рассеченнее листья.
Особенно у ежеголовников листья рассекаютсяBig smile image Да и рдесты с наядами что-то цельные предпочитают)
Есть ещё водные лютики, кувшинки, кубышки, стрелолист, жерушник, поручейник, на стебле которого можно видеть несколько форм листьев, представляющих все переходы от типично наземных до водных. У рдестов тоже листья подводные и лежащие на поверхности воды отличаются, а у ежеголовника только подводных листьев и нет, он же выносит их на поверхность.
Примеры со злаками и водными однодольными тут не очень показательны. У однодольных вообще рассеченные листья относительно в немногих группах бывают.
Михаил Серебряный wrote:
Вдогонку (на ту же мыловарню) надо отправить составителей олимпиадных вопросов по биологии и географии...
Вы тоже побывали в жюри?
Анна Малыхина wrote:
Ой, ну с водными-то как раз понятно- чем глубже, тем меньше света и рассеченнее листья.
Вот только к освещённости ли это адаптация... Может, рассечённые меньше течением треплются?
Насколько помню, какие-то соображения по поводу связи морфологии и анатомии листьев сосудистых растений с экологическими адаптациями есть в книге "Практикум по экологии растений" (Т. К. Горышина, И. С. Антонова, Ю. И. Самойлов. Санкт-Петербург, 1992.). У Шипунова, к сожалению, нет. Конкретных тезисов приводить не буду - хоть и стоит на полке, но пользовался последний раз в незапамятные времена Smile image
И вот это ещё можно посмотреть: Горышина Т.К. Экология растений. М., 1979 (6 Mb)
Спасибо, прочитала (хотя когда-то, конечно, читала уже). Ощущения двоякие: с одной стороны, радостно, что я так и думала, с другой стороны — ну, вы поняли... Нет там ничего про рассечённость листьев. Про размер листьев есть. Как я и предполагала — в тени крупнее.
Наверное, составители сего каверзного вопроса имели в виду монстеру.
Так "дырявость" листьев монстеры - это от дождей.
На самом деле может быть ещё интереснее: поскольку подготовка к экзаменам — дело серьёзное, ученики и родители скупают все пособия. Поэтому в продаже можно встретить учебные пособия, составители которых к ЕГЭ никакого отношения не имеют, и вопросы у них "не той системы". Спрошу, откуда "дровишки". А у монстеры ж вроде чем взрослее растение, тем дырявее листья. Опять неувязка получается Big smile image
Мнение в интернете: https://www.supersadovnik.ru/news/uchenye-vyyasnili-pochemu-u-monstery-dyryavye-listya-103186 https://www.pravda.ru/science/planet/environment/25-01-2013/1142422-monstera_deliciosa-0/
Все равно, шансы цельного листа "поймать солнце" выше, чем у дырявого той же общей проективной площади. Дырки ведь ничего не ловят.
Лена Глазунова wrote:
Михаил Серебряный wrote:
Вдогонку (на ту же мыловарню) надо отправить составителей олимпиадных вопросов по биологии и географии...
Вы тоже побывали в жюри?
Хуже - у меня младший сын регулярно (и успешно, надо сказать) пишет олимпиады по биологии, географии и экологии, а я читаю вопросы заочных туров и частенько прихожу в настоящий ужас. Несколько раз искал составителей вопросов, чтобы высказать наболевшее...
Зачем высказывать? Надо разрабатывать меры борьбы с ними. Как и с составителями ЕГЭ. Мне недавно предложили подготовить 2х девочек к ЕГЭ по биологии в частной школе. Поняла, что ни за какие деньги не могу даже при том, что нас, похоже, скоро всех разгонят и закроют институт Sad image
Search
Top.Mail.Ru Feedback To the top
www.plantarium.ru