Илья Оголь | Макронасадка (мкролинза, положительная насадочная линза) - собирающая линза, устанавливаемая перед объективом для уменьшения дистанции фокусировки и увеличения масштаба. В отличие от макроколец колец, не уменьшает светосилу (если ее выходной зрачок не меньше входного зрачка объектива). Эффект от съемки объективом с макронасадкой, в целом, эквивалентен эффекту от съемки с более широкоугольным и более светосильным объективом на макрокольцах. Хорошо это тем, что снимать с рук намного проще, чем с тем же объективом, но на кольцах (кроме сохранения светосилы, еще и уменьшается шевеленка при тех же выдержках за счет уменьшения фокусного), плохо тем, что придвигать фотик к объекту приходится значительно ближе. Правда, последнее для ботанических целей не является недостатком - растения все равно убежать не пытаются. А к насекомым я подкрадываться умею. В довершение, если макронасадка качественная, резкость получается ощутимо выше, чем с тем же объективом на кольцах. Фактически, если объектив имеет резкую картинку на бесконечности, то с насадкой она остается почти столь же хорошей и вполне сравнимой со специализированными современными макрообъектами. Но, повторюсь, насадка нужна качественная. Просто одиночная линза не подойдет. Требуется, как минимум двухкомпонентная ахроматическая сборка, при этом без дисторсии и с плоским полем. Такие макролинзы продают буржуины за дорого, но мы поговорим о ничуть не худших отечественных вариантах за дешево.
В СССР выпускали всего два вида двухкомпонентных мкронасадок: "АН-2", с оптической силой +2 и "АЛ-4" (соответственно +4). Первую я живем не видел, да и не особо интересна - слишком малое увеличение. А вот АЛ-4 приобрел аж за 400 р (половина стоимости "Гелиоса-44"), но не жалею. С использованием этой насадки не были отмечены не только хроматические, но и сферические аберрации. На краю кадра можно заметить небольшую кому, но не уверен, что в ней виновата линза, а не сам объектив (о нем - ниже).
С данной насадкой 50-мм объективом хорошо снимать объекты, размером 1 - 5 см, для больших масштабов приходится устанавливать еще и кольца, что сказывается на изображении не лучшим образом. Возможно, батарея из 2-3 последовательно установленных "АЛ-4" справилась бы лучше, но у меня она только одна. Поэтому для крупномасштабной съемки тем же объективом пришлось искать иную насадку. Несмотря на то, что готовых решений среди продуктов советской промышленности нет, их можно позаимствовать из других оптических приборов. Одним из подходящих вариантов объектив "Метеор-8м" любительской кинокамеры "Кварц 8ХС2". Эта камера досталась мне в полностью рабочем состоянии (кроме просроченных элементов питания) всего за 150 р. Весь объектив состоят из более десятка линз в нескольких группах, причем большая часть их них образует съемную насадку-трансфокатор. Она сама по себе дает вполне качественное изображения и вся в сборке была бы интересна тому, у кого найдется объектив с фокусным расстоянием в районе 65-80 мм со доходным зрачком миллиметров 5 под используемый в фотоаппарате размер кадра. Увы, у меня такового нет. Поэтому был откручен только передний линзоблок, имеющий солидную положительную оптическую силу (пишут, что +9, не проверял) и содержащий 3 линзы в 2 группах. Задняя часть оправы данного линзоблока является единым целым со внутренней частью геликоида, которым осуществлялась фокусировка объектива кинокамеры. Для дальнейшего использования в качестве макронасадки в сети рекомендуют отпилить эту трубку с резьбой, но использованию в моей насадочной конструкции она никак не помешала, поэтому оставил - есть возможность вернуть все взад без потерь.
С данной насадкой можно снимать в масштабах 1:1 и больше. При открытых диафрагмах с моим объективом наблюдается выраженная сферическая аберрация (софт-эффект), но при прикрытии до 1:8 она полностью уходит, изображение становится очень резким и контрастным. По резкости картинка сравнима с микроскопными объективами, но имеет плоское поле и большую ГРИП, что делает эту систему намного более привлекательной для съемки живых объектов. Чуть-чуть зеленит.
Теперь пара слов об используемом с этими насадками в данный момент объективе. "Zenitar-M2s" - штатный объектив последних моделей "Зенитов", выпущенных уже после развала СССР. Оправа, включая геликоид, выполнена из дешевого черного пластика, механическое качество фиговенькое - хобот люфтит малость, некоторые экземпляры могут подклеивать при фокусировке (но не мой). Зато оптическое качество на высоте - вероятно это лучший о резкости в центре и цветопередаче отечественный фотообъектив, не считая технических и ГБ-щных. Увы, как и у всех Битотаров, край изображения плохой, особенно на открытых диафрагмах и на бесконечности. Но все равно пока это лучший вариант, который я смог подобрать для съемки с насадками. В связке с ним получаются строго нулевые ХА и описательная резкость в центральной части кадра. Поэтому в последнее предпочитаю именно эту связку в большинстве случаев фото охоты за насекомыми. Старые фавориты "Norirsu 60-20" (из-за больших ХА) и Гелиос-103 (из-за слабого контраста) временно поставлены на полку.
Следует отметить, что "Зенитар" имеет резьбу для светофильтров М49, а "АЛ-4" - М-52. Существуют переходные кольца для таких случаев, но в нашем многострадальном городе мне не удалось их найти. Пришлось изготовить адаптер самостоятельно из оправ двух светофильтров и изоленты. Еще одна оправа светофильтра М-52 была прикреплена к оправе в второй насадки (из объектива "Метеор-8м"). Теперь смена насадок в полевых условиях происходит быстро и легко. Сам по себе этот "Зенитар" также может быть использован для макросъемки. Ботву им модно фоткать уже в штатном виде (минимальная дистанция фокусировки всего 30 см), насекомых - со средним макрокольцом М42.
Но при большем количестве колец он сильно сдает, особенно в плане контраста. Несмотря на многослойное просветление контраст у этого объектива сильно хуже, чем у современных зарубежных. Вероятно, из-за сильно блестящих лепестков диафрагмы. Хорошо, что они хотя бы нейтрально серые, а не медно-красные, как у объективов производства киевского завода "Арсенал"). Но, что интересно, при съемке с вышеописанными макаронниками контраст улучшается, можно даже солнце в кадр ловить без фатальных последствий. Видимо ход лучей меняется так, что паразитная засветка по сравнению со штатным режимом уменьшается. |