Алексей Титов | "Мифотворчество удаётся лукавой Гжели не хуже, чем керамика. Всё перечисленное — легендарно: ни белой глины, ни «аутентичной технологии» в Гжели, строго говоря, нет, да и сама синяя роза — не более, чем временное модное поветрие. Что есть, так это глухие «разбойничьи» леса Егорьевского тракта, торфяные болота и загадка: как, с таким небогатым приданым, поднялся и крепко стоит знаменитый в стране и в мире керамический регион и после каждого кризиса возрождается ещё мощнее и разнообразнее? Что такое — настоящая Гжель, и в чём секрет её феноменальной живучести?
Обозреватель журнала Елена Вешняковская ищет ответы с помощью заслуженного художника России, главного художника ЗАО «Объединение Гжель» Сергея Михайловича Симонова и его предшественника на этом посту в 1980-х годах, а впоследствии и главного художника ЗАО «Гжельский фарфоровый завод», члена Экспертного совета по народным художественным промыслам Московской области Валентина Гельевича Розанова..."
Наука и жизнь №8, август2023 |
Юлия Борисова | Спасибо! Очень интересно. |
Алексей Титов | Да, интересная статья. Откровенный разговор.
Такие сложные технологии ниоткуда не берутся. Первыми В Европе синюю (кобальтовую) керамику стали производить в Делфте, а все схожие керамические изделия стали называть "делфтом".
Керамика из Делфта 17-18 в в ГМИИ имени А. С. Пушкина
|
Михаил Серебряный | Да, привычный "Гжельский фарфор" (кобальтовая роспись на белом фоне) - "завезена" из Голландского Дельфта, однако в Гжели до того (и сейчас ограниченно делают) многоцветную майолику: погуглите по фамилиям художниц: В. Чепрасовой, Э. Зиноновой, О. Тюленева и других. |
Алексей Титов | Настоящая майолика - итальянское изобретение. Термин "майолика" тоже итальянский.
Знаменитая многоцветная/полихромная итальянская майолика известна еще с 15 века. В Голландии с ней были знакомы еще до производства делфтского фаянса. А сама технология глазурования Делфтского фаянса (не фарфора) базировалась на технологии глазурования итальянской майолики. |
Алексей Титов | |