Создание раздела "Техника фотографии растений"
|
Плантариум определитель растений онлайн |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Алексей Эбель | Уважаемые друзья, коллеги и соратники,
Накопление фактического материала и развитие сайта подвигло нас на открытие раздела «Техника фотографии растений» (название рабочее, ждем предложений).
Так сказать, назрели предпосылки для перехода количества фотографий в их качество.
Работа над разделом предполагается коллективной: будет публиковаться проект статьи по теме, а потом, с учетом рекомендаций и предложений сообщества – окончательный вариант.
Сразу хотелось бы ограничить раздел по сложности: это не будут статьи для профи, а больше – для начинающих и немного продвинутых пользователей. Кому-то из продвинутых пользователей этот раздел может показаться неинтересным, поэтому для них предлагаем либо поучаствовать в подготовке, либо будем пока развивать темы в блогах.
Проект будет выходить блоками в течение года. Связано это с тем, что для многих блоков хочется сделать специальные фото для иллюстраций техники съемки. Список блоков размещен ниже. Последовательность блоков несколько нелогична, но это связано с тем, что они будут готовиться и сразу публиковаться. В последующем содержание раздела будет перекомпановано.
Любые замечания, комментарии, дополнения и вообще любая помощь будут только приветствоваться.
Прошу также откликнуться людей, готовых участвовать в подготовке и корректировке текстов, примеров и вообще активно заниматься именно этой тематикой. Ваша помощь будет просто необходима.
Список блоков (названия рабочие).
|
Дмитрий Орешкин | Алексей Эбель пишет:
А может её ближе к началу сделать? Весной все начнут цветки на ивах фотографировать ;)7. Макросъемка. – Июнь/июль |
Дмитрий Орешкин | Опубликовано предисловие.
Прошу читать! |
Андрей Любченко | Эпиграф - Самое сложное, это - договорится о смыслах терминов.
Автору предисловия
Что касается художественности фотографий, то это вовсе не значит, что художественная съемка во всех случаях будет «вредить» информативности. Скажу сразу – далеко не всегда. Но, если вы будете снимать цветы в контровом свете (на просвет) или травинки в росе, то… да, фотография, вероятнее всего, будет более эффектной, но, так сказать, неэффективной, менее информационной. Это уже будет художественная фотография, а не научная. |
Иван Фомичев | Андрей Любченко пишет:
Еще как может. Вопрос ведь не в том, какое фото получилось красивым, а какое некрасивым, а в том, какую цель преследовал автор в первую очередь. Художественное фото — снятое ради красоты. Научное фото (ботаническое) — снятое ради иллюстрации особенностей строения растения.
в принципе, /художественность/ никак не может навредить /информативности/, ни в каких случаях ... Андрей Любченко пишет:
Я протестую :)предложение: - исключить термин /художественное, - не художественное/, из дальнейших текстов |
Андрей Любченко | Иван Фомичев пишет:
ИМХО, - ложный посыл ...
"красиво" можно сфотографировать и, - особенности строения растения :)
цель художника, - не "снять красиво", а - донести информацию средствами эмоционального восприятия
если, - нформация о растении, то - никакого "противоречия" нетХудожественное фото — снятое ради красоты |
Владислав Григоренко | Можем заменить прилагательное "художественное" прилагательным "эстетское", но смысл от этого особенно не изменится...
Посему предлагаю выдать Алексею Эбелю карт-бланш. |
Владимир Иванов | Так что, читать и комментировать?
1. Наивно думать, что авторы "самотёка" фотографий будут снимать профессионально как с технической, так и с ботанической точки зрения по прочтении нескольких рекомендаций. Если бы это было так, то все бы уже были профи: информации в сети и в книгах по этим темам много, тут на форуме уже были и ссылки, и обсуждение снимков, и рекомендации. У большинства людей просто нет в списке жизненных задач такого пункта - массовое целенаправленное фотографирование растений. Но они могут прислать несколько снимков на "Плантариум", иногда эти снимки - мусор, иногда бесценны. Посмотрите, как распределяются авторы снимков на сайте: несколько человек с числом фото более 1000, немногим более "середнячков", масса людей с количеством снимков <100, и ещё толпа тех, кто зарегистрировался, но снимков не дал. О чём это говорит? О том, что "настоящих буйных - мало" ;) Те, кто много снимает, уже много умеют, и с ними можно индивидуально договориться хозяевам сайта. Те, кто снимает мало, скорее всего, не будут снимать серии и учиться многим мелочам. Я это пишу не для брюзжания, а для обсуждения целей "Справочника фотографа растений". Быть может, имеет смысл вынести какие-то банальные вещи в виде набора полезных советов, в виде афоризмов, прямо в предисловие большими буквами. Но главное в справочнике фотографа именно растений - это ботанические навыки. Какие части каких растений снимать. Иначе будет масса соцветий одуванчиков, вид сверху, но о-о-очень качественных.
2. В рабочем варианте предисловия Алексей решительно приступает к целям и задачам сайта и тут же берётся за материал разделов № 5 и, видимо, №6 - т. е. за композицию кадра при съёмке:
Алексей Эбель пишет:
Чудесно, что же мы видим? На фото слева растение, рельсы и столбы вдали имеют сопоставимую резкость. Это имеет свои причины (смотрим EXIF снимка): Camera Make: Canon, Camera Model: Canon PowerShot A560 (это мыльница, особой резкости в пределах ГРИП, т. е. глубины резко изображаемого пространства, не ждём), Flash Used: No (невелик контраст), Focal Length: 5.8mm (это самый широкий угол для данной модели, максимальная глубина резкости), CCD Width: 1.12mm (малюсенькая матрица ещё добавляет ГРИП), Aperture: f/7.1 (диафрагма прикрыта, ещё в копилку ГРИП). Вероятно, целью было снять рельсы, убегающие вдаль, для чего ГРИП максимизирована? Этому будем учить?
А вот фото 2: плохо, что нет нормального боке (это размытие той части сцены, что не в фокусе), и что же делать? Нормальное боке - это когда вообще на заднем плане не видно ничего, кроме переливающихся размытых пятен. Но на средних планах, снимая мыльницей, это вообще труднодостижимо по всё тем же причинам - размер матрицы, фокусное расстояние, и т. п. Таким образом, посоветуем фотографам выкинуть свои камеры и купить что-нибудь более солидное? Тут я бы ещё добавил: именно правое фото даёт представление о железной дороге как местообитании, а вот на левом фото сюжет про насыпь и столбы. А если фото обрезать по соцветию, то оно технически выйдет из заданных сайтом пропорций кадра.
3. О художественности и техничности можно спорить бесконечно, но толку не будет. О вкусах (художественность) вообще не на этот сайт. Думаю, что если художественная фотография содержит нужную информацию, пусть с росой, в контровом свете и с пауками, то она приветствуется. Если нет, то долой её.Если на первом фото железнодорожная насыпь создаёт представление о местообитании, то для второго это уже лишняя информация, отвлекающая внимание (равно как и торчащие в разные стороны стебли на втором плане). В серии явно не хватает ещё одного снимка с более крупным планом. |
Лена Глазунова | Владимир Иванов пишет:
А вот и нет, к сожалению. Не всегда. В смысле - не всегда много умеют.Те, кто много снимает, уже много умеют, и с ними можно индивидуально договориться хозяевам сайта. |
Владимир Иванов | Согласен. |
Дмитрий Орешкин | Владимир Иванов пишет:
Я хочу подчеркнуть необходимость разделения трёх принципиально разных вопросов:
Но главное в справочнике фотографа именно растений - это ботанические навыки. Какие части каких растений снимать. Иначе будет масса соцветий одуванчиков, вид сверху, но о-о-очень качественных.
Владимир Иванов пишет:
А вот это совершенно не факт! Вполне возможно, что такие статьи, да ещё выложенные на заинтересовавшем человека сайте, подвигнут его на совершенствование как навыков фотографирования растений, так и ботанических познаний.Те, кто снимает мало, скорее всего, не будут снимать серии и учиться многим мелочам. |
Анна Цветкова | Есть один деликатный вопрос - что делать с фотографиями с избыточной информацией. Удалять - куда? Причём это каждый раз может вызвать протест, и эти протесты могут быть серьёзно аргументированы, вполне с опорой на правила этого сайта. Предлагаю перемещать их со страницы таксона в то что я понимаю под - "Конспекты региональных флор". Как они будут организованы и где будут находиться - это отдельный вопрос. |
Андрей Любченко | Владимир Иванов пишет:
подпишусь !!! именно этих сведений не хватает
правда, если растение не определено, то и непонятно какие части растения снимать, какие признаки важны для определения :)
Алексею, можно посочувствовать, - рекомендации по фотографированию, возможно дать только самые обшие.
(фотографировал тремя фотиками, - к каждому приходилось привыкать и переучиватся, так как каждая камера имеет СВОИ индивидуальные особенности) Самый простой, общий, и полезный совет, - не жадничайте, делайте много-много кадров заинтересовавшего объекта. Как правило, из энного количества кадров удается выбрать достойный.
при всем при том, задуманный радел, - нужен !!!главное в справочнике фотографа именно растений - это ботанические навыки. Какие части каких растений снимать. |
Дмитрий Орешкин | Владимир Иванов пишет:
Вот так сразу детальный разбор технических характеристик снимка и весьма едкое (Владимир, извините за прямоту!) резюме...
Насколько могу судить, проведённый критический анализ верен, но ведь никто не утверждал, что то или другое фото идеальны и их следует рассматривать как образец для подражания! Напротив, совершенно верно обращено внимание на то, как один и тот же объект может быть уместен или неуместен на снимке, решающем определённые задачи. Более того, учитывая, что статья является всего лишь введением и рассчитана скорее на начинающих фотографов, подробный технический анализ снимков здесь является излишним - информацию надо давать дозировано!Чудесно, что же мы видим? На фото слева растение, рельсы и столбы вдали имеют сопоставимую резкость. ... Вероятно, целью было снять рельсы, убегающие вдаль, для чего ГРИП максимизирована? Этому будем учить? |
Дмитрий Орешкин | Андрей Любченко пишет:
Опять же - не нужно путать технику фотографирования растений и ботанические знания - это две разные разности! Предлагаемые статьи посвящены первому вопросу, а ответы на второй вопрос содержатся в определителях, коими под завязку набита библиотека Шипунова! B вообще, я очень сильно сомневаюсь, что кто-либо, кроме сотни ведущих систематиков и флористов России способен удержать в голове диагностические признаки по всем группам растений.
Так что ответ на вопрос "какие части растения снимать" может быть только один - "все, какие возможно"! А если есть возможность прийти к растению подготовленным (а у Вас, Андрей, она есть ;)) вполне можно перед походом к объекту охоты просмотреть ключ и запомнить части растения, которые важны для определения видов в группе.
|
Дмитрий Орешкин | Анна Цветкова пишет:
Этот вопрос скорее относится к иной теме - Некачественные фото, а потому, предлагаю его здесь не обсуждать.
Давайте лучше сконцентрируемся на том, как делать снимки, избыточной информации не содержащие. Но это тема одной из следующих статей.Есть один деликатный вопрос - что делать с фотографиями с избыточной информацией. Удалять - куда? |
Дмитрий Орешкин | Андрей Любченко пишет:
А вот давайте посмотрим, какие рекомендации даст Алексей! Может, узнаем что-то новое?Алексею, можно посочувствовать, - рекомендации по фотографированию, возможно дать только самые обшие. |
Андрей Любченко | Дмитрий, - да, немного "поварившись" в проблематике, начинаешь чуть лучше представлять, - что нужно :)
Но, вспоминая начало, - фотографу любителю, ещё далёкому от ботаники, совершенно не очевидно, что - у сложноцветных, фото соцветия, информативней в профиль, и фото обёртки, более важно, чем красота цветка.
Была бы полезна общая информация, для фотографов любителей - "Что опознающие, хотят увидеть на фото"
а, отдельной "техники фотографирования растений", - не сущесвует,
приёмы, - общие :) |
Дмитрий Орешкин | Андрей Любченко пишет:
Я бы не рискнул делать столь категоричные утверждения :)а, отдельной "техники фотографирования растений", - не сущесвует, приёмы, - общие :) |
Лена Глазунова | Андрей Любченко пишет:
Увы, таких рекомендаций дать нельзя, если человек не имеет никаких ботанических знаний. Получается, что каждому вновь появившемуся участнику придётся объяснять то, что только что понял предыдущий. Делать такой раздел смысла нет - на это есть учебники. Только один выход - в библиотеку, читать. Благо, это теперь не проблема.Была бы полезна общая информация, для фотографов любителей - "Что опознающие, хотят увидеть на фото" |
Андрей Любченко | Лена Глазунова пишет:
учебники, есть и по фотоделу :) Даже в нормальных инструкциях к фотику, изложены краткие рекомендации и приёмы. А, в то, что нельзя дать "ТАКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДАТЬ НЕЛЬЗЯ", - не верю :)
Напишите пост в форуме: - "Как сфотографировать Ястребинку", с примерами (фотографиями), что нужно запечатлеть, и это будет очень хорошей рекомендацией, и примером, для фотографирующих семейство сложноцветных.
Увы, таких рекомендаций дать нельзя, если человек не имеет никаких ботанических знаний. Получается, что каждому вновь появившемуся участнику придётся объяснять то, что только что понял предыдущий. Делать такой раздел смысла нет - на это есть учебники. Дмитрий Орешкин пишет:
Дмитрий, это, скорее, - мнение. :)
|
Лена Глазунова | Андрей, Вы представляете, какой объём работы Вы хотите нас заставить выполнить??? Причём бесполезной. Ибо если человек не знает, что перед ним ястребинка, он и не будет выполнять эти рекомендации, даже если (вдруг) их запомнит. |
Дмитрий Орешкин | Полностью поддерживаю!
Предлагаю больше не возвращаться к обсуждению вопроса "какие части растений фотографировать" в связи с наличием исчерпывающего ответа:
Дмитрий Орешкин пишет: "все, какие возможно"! |
Владимир Иванов | Дмитрий Орешкин пишет:
Может быть, и подвигнут кого-то куда-нибудь. Посмотрим.
Интересно, насколько съёмка растений с технической точки зрения отличается от фотосъёмки, например, чашек, брошек или домов? Что там у растений такого специфического, что требует технических объяснений помимо навыков макросъёмки или фотосъёмки недвижимости?
Вот, например, требование снимать много разных деталей растений в виде серий - это как раз не технический совет, а именно ботанический. В техническом плане профи скорее всего порекомендовал бы пользоваться брекетингом, т. е. снимать много совершенно одинаковых кадров с разными техническими вариациями (выдержка или цветовая температура или диафрагма, а то и всё вместе). Будем это советовать?
Да, конечно, я совершенно согласен с идеей о полезности серий и сам так иногда делаю. Это очень хороший совет, облегчает или просто делает возможным определение, показывает многие интересные вещи. Всё будет хорошо,пока серии по 5-10 снимков не начнут выкладывать многие или все. Тут-то и выяснится, что будут тысячи одинаковых снимков (серии же!), и найти в них нужный будет морокой.
Про съёмку одуванчиков и прочее: конечно, все вольны снимать что угодно, учиться, радоваться своим кадрам - я не это имел в виду. Не про принуждение, и даже не про отбор снимков. Основная проблема сайта - не в технически плохих снимках, а в недостаточности информации на них (это помимо проблем с редкостями флоры). Для технически плохих фотографий можно просто зарезервировать за администратором право корректировать гамму, резкость и цветовой баланс (в разумных пределах и с разрешения автора снимка). И применять это право очень выборочно, чтобы не править все тысячи снимков, в тех случаях, когда фотография очень нужна, но требует коррекции.
|
Владимир Иванов | Лена Глазунова пишет:
Это возможно. У каждого таксона есть "главное" фото. Вместо него или в дополнение помещается пара картинок с принципиальными ракурсами, указанными стрелочками. На форуме вроде бы обсуждали идею с размещением рисунков, и если найдётся энтузиаст скопировать рисунки с определителя, просто фотиком их пощёлкать, чтобы не мучиться со сканером, сюда рисунки и дать, к родам. Хотя, может быть, это блажь: если народу лень инструкцию к фотоаппарату читать, то и от рисунков тоже толку не будет.
А в качестве общей ботанической рекомендации - такой список (это и до меня много раз писали):
а) общий вид
б) ветка, если много веток
в) плоды со всех сторон, крупным планом, если они есть
г) соцветия или цветки со всех сторон, крупным планом, если они есть
д) лист, черешок, часть побега крупным планом, если они есть
Получается по 5 и более снимков на серию, если у участников проекта хватит сил с ними возиться. Насчёт фотографий корней (кое-где такое советуют), считаю это негуманным для использования в "народном" определителе. Пусть уж лучше люди не определят до вида, чем угробят редкие виды. Ибо ведь не знают, что снимают :(Андрей, Вы представляете, какой объём работы Вы хотите нас заставить выполнить??? Причём бесполезной. Ибо если человек не знает, что перед ним ястребинка, он и не будет выполнять эти рекомендации, даже если (вдруг) их запомнит. |
Обратная связь | Наверх |