Создание раздела "Техника фотографии растений"
Обсуждение / Техника фотографии / Форум

Плантариум
определитель растений онлайн

Просмотры: 49306
Обсуждение

Уважаемые друзья, коллеги и соратники, Накопление фактического материала и развитие сайта подвигло нас на открытие раздела «Техника фотографии растений» (название рабочее, ждем предложений). Так сказать, назрели предпосылки для перехода количества фотографий в их качество. Работа над разделом предполагается коллективной: будет публиковаться проект статьи по теме, а потом, с учетом рекомендаций и предложений сообщества – окончательный вариант. Сразу хотелось бы ограничить раздел по сложности: это не будут статьи для профи, а больше – для начинающих и немного продвинутых пользователей. Кому-то из продвинутых пользователей этот раздел может показаться неинтересным, поэтому для них предлагаем либо поучаствовать в подготовке, либо будем пока развивать темы в блогах. Проект будет выходить блоками в течение года. Связано это с тем, что для многих блоков хочется сделать специальные фото для иллюстраций техники съемки. Список блоков размещен ниже. Последовательность блоков несколько нелогична, но это связано с тем, что они будут готовиться и сразу публиковаться. В последующем содержание раздела будет перекомпановано. Любые замечания, комментарии, дополнения и вообще любая помощь будут только приветствоваться. Прошу также откликнуться людей, готовых участвовать в подготовке и корректировке текстов, примеров и вообще активно заниматься именно этой тематикой. Ваша помощь будет просто необходима. Список блоков (названия рабочие).
  1. Предисловие.
  2. Обработка цифрового фото (сейчас самое время об этом поговорить, пока объектов для съемки мало). - Январь
  3. Работа с фотоаппаратом (настройки и пр.), выбор нового фотоаппарата. – Февраль
  4. Дополнительные аксессуары и приспособления для съемки. – Март
  5. Фотография биотопа/ крупных объектов/ габитуса крупных трав. – Апрель/май
  6. Фотография отдельных вегетативных/генеративных органов. – Май/июнь
  7. Макросъемка. – Июнь/июль
  8. Съемка у воды и под водой. – Июль/август
  9. Работа со встроенной и внешней вспышкой, съемка в условиях плохой освещенности. – Сентябрь/октябрь
  10. Особые случаи съемки: высокогорья, дождь, сильный ветер и пр. – Ноябрь/декабрь
Заменил в названии темы "Справочник фотографа растений" на "Техника фотографии растений", т.к. исходное название уже вызвало некоторое недопонимание цели задуманной серии статей. - прим. администратора.
Алексей Эбель пишет:
7. Макросъемка. – Июнь/июль
А может её ближе к началу сделать? Весной все начнут цветки на ивах фотографировать ;)
Опубликовано предисловие. Прошу читать!
Эпиграф - Самое сложное, это - договорится о смыслах терминов. Автору предисловия
Что касается художественности фотографий, то это вовсе не значит, что художественная съемка во всех случаях будет «вредить» информативности. Скажу сразу – далеко не всегда. Но, если вы будете снимать цветы в контровом свете (на просвет) или травинки в росе, то… да, фотография, вероятнее всего, будет более эффектной, но, так сказать, неэффективной, менее информационной. Это уже будет художественная фотография, а не научная.
в принципе, /художественность/ никак не может навредить /информативности/, ни в каких случаях ... Художественность /Искуство/, не противостоит - Информативности /Наука/, - это, всеголишь два метода познания мира. Искуство (художественность) - познание через эмоциональное восприятие, Наука (информативность), - через логическое мышление. Нет "поля", для противостояния, есть, - общие задачи. Фото, травинки в росе, тоже, можно выполнить - не очень художественно. Художественное фото, если цель была, - художественно снять растение, - полезно всегда :) а, если, фотографировали росу на траве, то и фото, - росы, а не растения. Т.е. - предложение: - исключить термин /художественное, - не художественное/, из дальнейших текстов
Андрей Любченко пишет:
в принципе, /художественность/ никак не может навредить /информативности/, ни в каких случаях ...
Еще как может. Вопрос ведь не в том, какое фото получилось красивым, а какое некрасивым, а в том, какую цель преследовал автор в первую очередь. Художественное фото — снятое ради красоты. Научное фото (ботаническое) — снятое ради иллюстрации особенностей строения растения.
Андрей Любченко пишет:
предложение: - исключить термин /художественное, - не художественное/, из дальнейших текстов
Я протестую :)
Иван Фомичев пишет:
Художественное фото — снятое ради красоты
ИМХО, - ложный посыл ... "красиво" можно сфотографировать и, - особенности строения растения :) цель художника, - не "снять красиво", а - донести информацию средствами эмоционального восприятия если, - нформация о растении, то - никакого "противоречия" нет
Можем заменить прилагательное "художественное" прилагательным "эстетское", но смысл от этого особенно не изменится... Посему предлагаю выдать Алексею Эбелю карт-бланш.
Так что, читать и комментировать? 1. Наивно думать, что авторы "самотёка" фотографий будут снимать профессионально как с технической, так и с ботанической точки зрения по прочтении нескольких рекомендаций. Если бы это было так, то все бы уже были профи: информации в сети и в книгах по этим темам много, тут на форуме уже были и ссылки, и обсуждение снимков, и рекомендации. У большинства людей просто нет в списке жизненных задач такого пункта - массовое целенаправленное фотографирование растений. Но они могут прислать несколько снимков на "Плантариум", иногда эти снимки - мусор, иногда бесценны. Посмотрите, как распределяются авторы снимков на сайте: несколько человек с числом фото более 1000, немногим более "середнячков", масса людей с количеством снимков <100, и ещё толпа тех, кто зарегистрировался, но снимков не дал. О чём это говорит? О том, что "настоящих буйных - мало" ;) Те, кто много снимает, уже много умеют, и с ними можно индивидуально договориться хозяевам сайта. Те, кто снимает мало, скорее всего, не будут снимать серии и учиться многим мелочам. Я это пишу не для брюзжания, а для обсуждения целей "Справочника фотографа растений". Быть может, имеет смысл вынести какие-то банальные вещи в виде набора полезных советов, в виде афоризмов, прямо в предисловие большими буквами. Но главное в справочнике фотографа именно растений - это ботанические навыки. Какие части каких растений снимать. Иначе будет масса соцветий одуванчиков, вид сверху, но о-о-очень качественных. 2. В рабочем варианте предисловия Алексей решительно приступает к целям и задачам сайта и тут же берётся за материал разделов № 5 и, видимо, №6 - т. е. за композицию кадра при съёмке:
Алексей Эбель пишет:
Если на первом фото железнодорожная насыпь создаёт представление о местообитании, то для второго это уже лишняя информация, отвлекающая внимание (равно как и торчащие в разные стороны стебли на втором плане). В серии явно не хватает ещё одного снимка с более крупным планом.
Чудесно, что же мы видим? На фото слева растение, рельсы и столбы вдали имеют сопоставимую резкость. Это имеет свои причины (смотрим EXIF снимка): Camera Make: Canon, Camera Model: Canon PowerShot A560 (это мыльница, особой резкости в пределах ГРИП, т. е. глубины резко изображаемого пространства, не ждём), Flash Used: No (невелик контраст), Focal Length: 5.8mm (это самый широкий угол для данной модели, максимальная глубина резкости), CCD Width: 1.12mm (малюсенькая матрица ещё добавляет ГРИП), Aperture: f/7.1 (диафрагма прикрыта, ещё в копилку ГРИП). Вероятно, целью было снять рельсы, убегающие вдаль, для чего ГРИП максимизирована? Этому будем учить? А вот фото 2: плохо, что нет нормального боке (это размытие той части сцены, что не в фокусе), и что же делать? Нормальное боке - это когда вообще на заднем плане не видно ничего, кроме переливающихся размытых пятен. Но на средних планах, снимая мыльницей, это вообще труднодостижимо по всё тем же причинам - размер матрицы, фокусное расстояние, и т. п. Таким образом, посоветуем фотографам выкинуть свои камеры и купить что-нибудь более солидное? Тут я бы ещё добавил: именно правое фото даёт представление о железной дороге как местообитании, а вот на левом фото сюжет про насыпь и столбы. А если фото обрезать по соцветию, то оно технически выйдет из заданных сайтом пропорций кадра. 3. О художественности и техничности можно спорить бесконечно, но толку не будет. О вкусах (художественность) вообще не на этот сайт. Думаю, что если художественная фотография содержит нужную информацию, пусть с росой, в контровом свете и с пауками, то она приветствуется. Если нет, то долой её.
Владимир Иванов пишет:
Те, кто много снимает, уже много умеют, и с ними можно индивидуально договориться хозяевам сайта.
А вот и нет, к сожалению. Не всегда. В смысле - не всегда много умеют.
Согласен.
Владимир Иванов пишет:
Но главное в справочнике фотографа именно растений - это ботанические навыки. Какие части каких растений снимать. Иначе будет масса соцветий одуванчиков, вид сверху, но о-о-очень качественных.
Я хочу подчеркнуть необходимость разделения трёх принципиально разных вопросов:
  • что снимать?
  • как снимать?
  • что из снятого публиковать?
Снимать каждый волен то, что ему вздумается :) Другое дело, что если ведёшь целенаправленную фотоохоту с целью представить растение на сайте и/или определить его, то замечание о необходимости серий, представляющих растение и его органы в разных ракурсах и масштабах, чрезвычайно правильно! Даже я, вроде бы зная о том, для чего снимаю, периодически забываю об этом правиле, а теперь иногда сижу и кусаю локти :/ Более того, лично я не вижу ничего предосудительного в том, чтобы снять соцветие одуванчика, особенно если есть реальный шанс, что оно получится очень красиво или если оно в чём-то необычно. Даже если снимок не пригодится для сайта, я получу опыт съёмки (при анализе результатов), а возможно и эстетическое удовольствие (если всё получится как задумано). Предлагаемые статьи посвящены обсуждению второго вопроса - как снимать? Причём не снимать вообще, а как снимать объекты определённого класса (т.е. растения) преимущественно с технической точки зрения. Полагаю, что данные статьи будут весьма небесполезны очень многим участникам проекта (себя я включаю в их число). Ну а если кому-то они покажутся неинтересными и бесполезными - читать никто не принуждает... И наконец, что из снятого публиковать - вопрос скорее административного характера (во многом по отношению к самому себе ;)). Впрочем, ответы на него даны в виде рекомендаций о том, какие снимки нужны для сайта. В общем, призываю не требовать от статей по технике фотографии того, для чего они не предназначены ;)
Владимир Иванов пишет:
Те, кто снимает мало, скорее всего, не будут снимать серии и учиться многим мелочам.
А вот это совершенно не факт! Вполне возможно, что такие статьи, да ещё выложенные на заинтересовавшем человека сайте, подвигнут его на совершенствование как навыков фотографирования растений, так и ботанических познаний.
Есть один деликатный вопрос - что делать с фотографиями с избыточной информацией. Удалять - куда? Причём это каждый раз может вызвать протест, и эти протесты могут быть серьёзно аргументированы, вполне с опорой на правила этого сайта. Предлагаю перемещать их со страницы таксона в то что я понимаю под - "Конспекты региональных флор". Как они будут организованы и где будут находиться - это отдельный вопрос.
Владимир Иванов пишет:
главное в справочнике фотографа именно растений - это ботанические навыки. Какие части каких растений снимать.
подпишусь !!! именно этих сведений не хватает правда, если растение не определено, то и непонятно какие части растения снимать, какие признаки важны для определения :) Алексею, можно посочувствовать, - рекомендации по фотографированию, возможно дать только самые обшие. (фотографировал тремя фотиками, - к каждому приходилось привыкать и переучиватся, так как каждая камера имеет СВОИ индивидуальные особенности) Самый простой, общий, и полезный совет, - не жадничайте, делайте много-много кадров заинтересовавшего объекта. Как правило, из энного количества кадров удается выбрать достойный. при всем при том, задуманный радел, - нужен !!!
Владимир Иванов пишет:
Чудесно, что же мы видим? На фото слева растение, рельсы и столбы вдали имеют сопоставимую резкость. ... Вероятно, целью было снять рельсы, убегающие вдаль, для чего ГРИП максимизирована? Этому будем учить?
Вот так сразу детальный разбор технических характеристик снимка и весьма едкое (Владимир, извините за прямоту!) резюме... Насколько могу судить, проведённый критический анализ верен, но ведь никто не утверждал, что то или другое фото идеальны и их следует рассматривать как образец для подражания! Напротив, совершенно верно обращено внимание на то, как один и тот же объект может быть уместен или неуместен на снимке, решающем определённые задачи. Более того, учитывая, что статья является всего лишь введением и рассчитана скорее на начинающих фотографов, подробный технический анализ снимков здесь является излишним - информацию надо давать дозировано!
Андрей Любченко пишет:
Владимир Иванов пишет:
главное в справочнике фотографа именно растений - это ботанические навыки. Какие части каких растений снимать.
подпишусь !!! именно этих сведений не хватает правда, если растение не определено, то и непонятно какие части растения снимать, какие признаки важны для определения :)
Опять же - не нужно путать технику фотографирования растений и ботанические знания - это две разные разности! Предлагаемые статьи посвящены первому вопросу, а ответы на второй вопрос содержатся в определителях, коими под завязку набита библиотека Шипунова! B вообще, я очень сильно сомневаюсь, что кто-либо, кроме сотни ведущих систематиков и флористов России способен удержать в голове диагностические признаки по всем группам растений. Так что ответ на вопрос "какие части растения снимать" может быть только один - "все, какие возможно"! А если есть возможность прийти к растению подготовленным (а у Вас, Андрей, она есть ;)) вполне можно перед походом к объекту охоты просмотреть ключ и запомнить части растения, которые важны для определения видов в группе.
Анна Цветкова пишет:
Есть один деликатный вопрос - что делать с фотографиями с избыточной информацией. Удалять - куда?
Этот вопрос скорее относится к иной теме - Некачественные фото, а потому, предлагаю его здесь не обсуждать. Давайте лучше сконцентрируемся на том, как делать снимки, избыточной информации не содержащие. Но это тема одной из следующих статей.
Андрей Любченко пишет:
Алексею, можно посочувствовать, - рекомендации по фотографированию, возможно дать только самые обшие.
А вот давайте посмотрим, какие рекомендации даст Алексей! Может, узнаем что-то новое?
Дмитрий, - да, немного "поварившись" в проблематике, начинаешь чуть лучше представлять, - что нужно :) Но, вспоминая начало, - фотографу любителю, ещё далёкому от ботаники, совершенно не очевидно, что - у сложноцветных, фото соцветия, информативней в профиль, и фото обёртки, более важно, чем красота цветка. Была бы полезна общая информация, для фотографов любителей - "Что опознающие, хотят увидеть на фото" а, отдельной "техники фотографирования растений", - не сущесвует, приёмы, - общие :)
Андрей Любченко пишет:
а, отдельной "техники фотографирования растений", - не сущесвует, приёмы, - общие :)
Я бы не рискнул делать столь категоричные утверждения :)
Андрей Любченко пишет:
Была бы полезна общая информация, для фотографов любителей - "Что опознающие, хотят увидеть на фото"
Увы, таких рекомендаций дать нельзя, если человек не имеет никаких ботанических знаний. Получается, что каждому вновь появившемуся участнику придётся объяснять то, что только что понял предыдущий. Делать такой раздел смысла нет - на это есть учебники. Только один выход - в библиотеку, читать. Благо, это теперь не проблема.
Лена Глазунова пишет:
Увы, таких рекомендаций дать нельзя, если человек не имеет никаких ботанических знаний. Получается, что каждому вновь появившемуся участнику придётся объяснять то, что только что понял предыдущий. Делать такой раздел смысла нет - на это есть учебники.
учебники, есть и по фотоделу :) Даже в нормальных инструкциях к фотику, изложены краткие рекомендации и приёмы. А, в то, что нельзя дать "ТАКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДАТЬ НЕЛЬЗЯ", - не верю :) Напишите пост в форуме: - "Как сфотографировать Ястребинку", с примерами (фотографиями), что нужно запечатлеть, и это будет очень хорошей рекомендацией, и примером, для фотографирующих семейство сложноцветных.
Дмитрий Орешкин пишет:
Андрей Любченко пишет:
а, отдельной "техники фотографирования растений", - не сущесвует, приёмы, - общие :)
Я бы не рискнул делать столь категоричные утверждения :)
Дмитрий, это, скорее, - мнение. :)
Андрей, Вы представляете, какой объём работы Вы хотите нас заставить выполнить??? Причём бесполезной. Ибо если человек не знает, что перед ним ястребинка, он и не будет выполнять эти рекомендации, даже если (вдруг) их запомнит.
Полностью поддерживаю! Предлагаю больше не возвращаться к обсуждению вопроса "какие части растений фотографировать" в связи с наличием исчерпывающего ответа:
Дмитрий Орешкин пишет:
"все, какие возможно"!
Дмитрий Орешкин пишет:
Владимир Иванов пишет:
Те, кто снимает мало, скорее всего, не будут снимать серии и учиться многим мелочам.
А вот это совершенно не факт! Вполне возможно, что такие статьи, да ещё выложенные на заинтересовавшем человека сайте подвигнут его на совершенствование как навыков фотографирования растений, так и ботанических познаний.
Может быть, и подвигнут кого-то куда-нибудь. Посмотрим. Интересно, насколько съёмка растений с технической точки зрения отличается от фотосъёмки, например, чашек, брошек или домов? Что там у растений такого специфического, что требует технических объяснений помимо навыков макросъёмки или фотосъёмки недвижимости? Вот, например, требование снимать много разных деталей растений в виде серий - это как раз не технический совет, а именно ботанический. В техническом плане профи скорее всего порекомендовал бы пользоваться брекетингом, т. е. снимать много совершенно одинаковых кадров с разными техническими вариациями (выдержка или цветовая температура или диафрагма, а то и всё вместе). Будем это советовать? Да, конечно, я совершенно согласен с идеей о полезности серий и сам так иногда делаю. Это очень хороший совет, облегчает или просто делает возможным определение, показывает многие интересные вещи. Всё будет хорошо,пока серии по 5-10 снимков не начнут выкладывать многие или все. Тут-то и выяснится, что будут тысячи одинаковых снимков (серии же!), и найти в них нужный будет морокой. Про съёмку одуванчиков и прочее: конечно, все вольны снимать что угодно, учиться, радоваться своим кадрам - я не это имел в виду. Не про принуждение, и даже не про отбор снимков. Основная проблема сайта - не в технически плохих снимках, а в недостаточности информации на них (это помимо проблем с редкостями флоры). Для технически плохих фотографий можно просто зарезервировать за администратором право корректировать гамму, резкость и цветовой баланс (в разумных пределах и с разрешения автора снимка). И применять это право очень выборочно, чтобы не править все тысячи снимков, в тех случаях, когда фотография очень нужна, но требует коррекции.
Лена Глазунова пишет:
Андрей, Вы представляете, какой объём работы Вы хотите нас заставить выполнить??? Причём бесполезной. Ибо если человек не знает, что перед ним ястребинка, он и не будет выполнять эти рекомендации, даже если (вдруг) их запомнит.
Это возможно. У каждого таксона есть "главное" фото. Вместо него или в дополнение помещается пара картинок с принципиальными ракурсами, указанными стрелочками. На форуме вроде бы обсуждали идею с размещением рисунков, и если найдётся энтузиаст скопировать рисунки с определителя, просто фотиком их пощёлкать, чтобы не мучиться со сканером, сюда рисунки и дать, к родам. Хотя, может быть, это блажь: если народу лень инструкцию к фотоаппарату читать, то и от рисунков тоже толку не будет. А в качестве общей ботанической рекомендации - такой список (это и до меня много раз писали): а) общий вид б) ветка, если много веток в) плоды со всех сторон, крупным планом, если они есть г) соцветия или цветки со всех сторон, крупным планом, если они есть д) лист, черешок, часть побега крупным планом, если они есть Получается по 5 и более снимков на серию, если у участников проекта хватит сил с ними возиться. Насчёт фотографий корней (кое-где такое советуют), считаю это негуманным для использования в "народном" определителе. Пусть уж лучше люди не определят до вида, чем угробят редкие виды. Ибо ведь не знают, что снимают :(
Поиск
Top.Mail.Ru Обратная связь Наверх
www.plantarium.ru