Цветущее растение. Татарстан, Бавлинский р-н, каменистый склон. 18.05.2013.
Elvir Izmaylov © 2013
The marker on the map does not indicate the exact coordinates of the plant or lichen.
The marker does only indicate the conditional center of the terrain ("geographic point") where the photo was taken.
Open mapSee also:
Discussion (20)
All photos of taxon (282)
Code of link to photo
Create: | HTML or BBCode with preview or HTML or BBCode with image compressed to a given width |
Code for linking on the web: | |
This is how it will look: | genus Stipa on the site «Plantarium» |
Text to cite the page
Измайлов Э. 2013. Изображение Stipa // Плантариум. Растения и лишайники России и сопредельных стран: открытый онлайн атлас и определитель растений. [Электронный ресурс] URL: https://www.plantarium.ru/page/image/id/187425.html (дата обращения: 24.12.2024).
Izmaylov E. 2013. Image of Stipa // Plantarium. Plants and lichens of Russia and neighboring countries: open online galleries and plant identification guide. URL: https://www.plantarium.ru/lang/en/page/image/id/187425.html (accessed on 24 Dec 2024).
Views: 7571Discussion
Evgenii Pakhomov | Я хоть и не специалист в определениях, особенно злаков, но что-то мне кажется, что ковыли, опубликованные подобными фото (без "запчастей"), так и останутся ковылями без роду и племени (то есть с родом, но без "племени"). Поэтому публикация таких фото не особо целесообразна. |
Dmitry Oreshkin | В данном случае есть надежда, что Эльвир до этого места доберётся снова и достнимет то, что нужно или соберёт гербарий. |
Elvir Izmaylov | |
Андрей Елизаров | ... только волосатик (S.capillata) цветет в июле, а не в мае.
Это, конечно, ковыль из ряда перистых. Просто у недавно распустившихся волоски неотогнуты от ости и издалека она напоминает голую.
Какой-то вид из того, что есть в северной заволжской лесостепи. Выбор не так велик - S.pennata - скорее всего; S.pulcherrima также вероятен на каменистом местообитании, может заходить S.zalesskii, S.korzhinskyi. Последний очень подходит по местообитанию, а также из-за незаметных волосков.
S.stenophylla, S.dasyphylla вряд ли по габитусу. |
Elvir Izmaylov | |
Михаил Князев | S. sareptana (из волосатиков раноцветущий, да и общий вид показывает относительно некрупное растение). |
Андрей Елизаров | Ости вроде бы с опушением, срок цветения все равно слишком ранний для S.sareptana. Непохоже вроде.
И потом, настоящий sareptana растет совсем в другой природной зоне - пустынных степях. Те растения что похожи на него, но растут на склонах в лесостепи как-то биогеографически сомнительны для этого вида, иногда пишут их как гибриды с S.capillata, но может это просто такая раса последнего. |
Elvir Izmaylov | В списке видов в Татарстане он значится. Цветение написано май-июнь. Я ещё в прошлом году заметил эту популяцию ковылей, который в отличии от распространенного S.capillata, цветёт очень рано. Других внешних отличий от него, я не вижу. Вряд-ли это S.korzhinskyi, он очень сильно от него отличается. |
Михаил Князев | Ости хорошо развиты; наличие или отсутствие опушения на остях заметно даже когда они только-только выбираются из обёрток. Stipa sareptana очень характерен для Бугульмино-Белебеевской возвышенности (в лесостепи, более того, в северной лесостепи). |
Андрей Елизаров | Что очень характерен - где-то можно прочесть такую опубликованную фактуру или это личный материал? |
Михаил Князев | Личный |
Elvir Izmaylov | |
Андрей Елизаров | На фото явственно видно густое опушение из волосков длиною 0.1-0.2 мм, а не шероховатость, как у S.sareptana.
Но я о другом. Михаил Сергеевич, я интересовался, потому что не знаю, занимался ли кто-нибудь специально лесостепными популяциями sareptana. Западнее Волги за это можно счесть ключ Смирнова, а восточнее - не знаю.
Stipa sareptana - доминант и эдификатор опустыненных степей. Зональный, т.е. определяет облик всей этой зоны западнее Монголии. Занимает также видное место в похожих условиях в северной пустыне и отчасти в средней пустыне.
К северу от опустыненных степей этот ковыль быстро пропадает - в некоторых районах он редок, в некоторых его нет вовсе. И это совершенно естественно. И вот, удивительное дело, в лесостепи его становится снова больше, причем даже на границах лесной зоны! Чтобы так себя вести, надо иметь серьезные полномочия
Каковы могут быть причины такого распространения? С экологической точки зрения оно совершенно нехарактерно. Такое бывает у эвритопных рудеральных видов или у видов интразональных или других специфических местообитаний. Но перед нами явно не тот случай - он, как и все ковыли, с хорошо выраженным экологическим оптимумом. Причем оптимум опять-таки лежит не в каком-то особом типе местообитания, а соответствует целой растительной подзоне. Зональные виды в соседних подзонах переходят, как известно, в экстразональные биотопы, но они не уходят столь далеко. Многие ковыли имеют широкую экологическую амплитуду, но S.sareptana имеет необычно широкую, оказываясь среди них чемпионом.
Непохож этот случай и на последствия долгой и тяжелой жизни. S.sareptana - не реликт; более того, часто считается что все ковыли секции Leiostipa пришли в западную половину материка только в историческое время. Основания для этого те, что такие ковыли привязаны в основном к Центральной Азии и что при этом они особо устойчивы к пастбищному сбою. Напрашивается вывод, что они пришли оттуда в период массовых миграций скотоводов, что были за последние 5-7 тыс.лет. Но в любом случае таких серьезных подвижек климата, чтобы в лесостепь пришел этот полупустынный вид и там остался, в голоцене не было.
Ареал его противоречит и законам разделения экологических ниш. У обеих "западных" Leiostipa - S.capillata и S.sareptana - они близки, оба тяготеют к легким почвам, к ним одинаково относятся животные и т.д. Разница только в устойчивости к сухости, S.capillata в условиях опустыненных степей не может конкурировать там со своим более аскетичным собратом. Но в лесостепи у S.sareptana не должно быть шансов найти себе укрытие от сильного конкурента, имеющего ту же нишу. Даже на каменистых склонах, потому что S.capillata на них тоже хорошо себя чувствует.
Странности на этом не заканчиваются. В лесостепи этот полупустынный ковыль не просто растет, а умудряется занять еще и не самые сухие местообитания! Замечено, что в том же Заволжье он часто растет в паре со S.lessingiana; но более сухие вершинки занимает S.lessingiana, а легкие ложбинки - S.sareptana (впрочем, наверно, пора употребить это название в кавычках), а не наоборот, как можно было бы предположить (наблюдение Лавренко).
Сомнения в принадлежности лесостепных популяций к "настоящему" S.sareptana, несмотря на сходный внешний облик, как я понимаю, были давно: когда-то был выделен для них отдельный вид S.praecapillata. Не знаю историю этого, показалось что только на материале западнее Волги. Потом его объединяли со S.sareptana, и опять выделяли, в каком это сейчас виде я даже не знаю. Отмечались и их отличия, было предположение что S.praecapillata может быть гибридом S.sareptana и S.capillata (Флора Евр.ч.).
Вообще, указания на не-изолированность этих двух видов упоминаются не раз. А, например, Н.В.Павлов вообще считал их одним видом, точнее S.sareptana понимал как S.capillata var.coronata. Павлов - один из лучших знатоков растительности этой зоны, при этом не он один так считал, эту форму описал не он.
На практике эти два вида, конечно, хорошо различаются, если речь о центрах выборок. Но встречаются растения с признаками обоих. То есть, если составить диаграмму встречаемости форм (в опустыненных степях), она будет с двумя пиками, но единой - в форме гантели (мои наблюдения).
На самом деле предположение, что лесостепные популяции S.sareptana - гибридные, тоже противоречит тому, что последний туда не должен был заходить.
Можно выдвинуть иную версию этого дела. Очевидно, что и S.capillata и S.sareptana пришли в Восточную Европу с востока - из Центральной Азии, потому что именно там центр всех тырсовых ковылей. Возможно, это было в исторический период, а возможно, было связано с какими-то процессами и ранее. При этом эта "сладкая парочка" явно разделила ниши по зональному принципу. Кстати, для S.capillata напрашивается прямая аналогия с березой в лесной зоне: оба вида активно распространились, оба - с востока, оба растут в самых разных природных условиях, устойчивы к антропогенному давлению (и благодаря нему и распространились столь широко). Налицо эксплерентная стратегия в умеренной степени.
Известно также, что S.capillata - вид пластичный. На таком широком ареале он должен дать различные формы. Похоже, что именно это и произошло. В пользу этого говорит еще и распространенность каменистых субстратов на Южном Урале и возвышенностях Заволжья, а специфические субстраты часто приводят к обособлению нового вида. Каменистый склон - особая среда, на них вполне мог обособиться от S.capillata отдельный вид, похожий на S.sareptana (но, конечно, отличаемый от последнего). В силу их родственности появление заново такой комбинации генов не представляется невозможной. Тем более что сама подобная среда обитания имет сходство с более южными районами. В том числе - более ранним началом вегетации, что обычно приводит и к ранним срокам цветения. Интересно, что за пределами Урала\Заволжья таких площадей каменистых субстратов в пределах степной зоны Восточной Европы и Западной Сибири больше нет и изучить аналогию негде.
Итак, подведу резюме: есть гипотеза, что лесостепной ковыль, похожий на Stipa sareptana - это иной вид, причем обособившийся от Stipa capillata. Это произошло на специфических местообитаниях каменистых склонов Урала и Заволжья. Несмотря на серьезное внешнее сходство, он сильно отличается от S.sareptana экологически и географически. |
Андрей Елизаров | Михаил Князев wrote:
Прокомментирую все-таки это утверждение. Видимо, развертывание опушения проходит по-разному, потому что я наблюдал только обратные случаи. А именно, на молодых остях перистых ковылей волоски очень плотно прижаты к ости, так что внешне без лупы она выглядит совершенно как тырсовидная. По мере созревания зерновки волоски отходят, и наконец полностью созревшие зерна имеют волоски отходящие под 90 градусов (именно они придают ковылям самый роскошный вид, а чуть позже валяются в опавшем виде по дорогам).
Сейчас у меня под институтом цветет Stipa borysthenica, вот у этого экземпляра один цветонос зацвел раньше другого (так бывает). Видно, что припоздавший (на заднем плане) выглядит точь-в-точь как у тырсы. На втором фото - я его взъерошил: теперь видно, что на самом деле ости волосаты и от того же растения. Кстати, это еще не так просто сделать - заметно, что результат при всем старании не идеален
наличие или отсутствие опушения на остях заметно даже когда они только-только выбираются из обёрток. |
Aleksandr Ebel | На фото растения, принесённого домой (если посмотреть оригинал), видна перистая ость. |
Elvir Izmaylov | Ну хорошо, перистость у этого растения при сильном увеличение есть, но невооруженном глазом его не видно и взъерошивание не поможет.Тогда как у "настоящих" перистых ковылей, он даже у молодых растений на фото ландшафтов виден.
А это растение, если бы его встретил летом, я бы определил бы как ковыль-волосатик. |
Андрей Елизаров | Но вы считаете, что он не Stipa korshinskyi? Что-то в нем не так?
Волоски-то такого размера только у него. И по экологии самое его место. Да и по срокам цветения... |
Elvir Izmaylov | Я не спец, но то что в своё время мне определили как Stipa korshinskyi, на мой взгляд сильно внешне отличается от других ковылей. Возможно в молодости они выглядят по-другому, попробую в ближайшее время сходить посмотреть на них снова. |
Elvir Izmaylov | |
Андрей Елизаров | Шипиками, а не волосками. Если провести пальцами по ости сарептского, то не спутаешь.
Stipa izmailowii - звучит, но на фото получается все-таки не он
А наблюдение, что молодые перистые на фото ландшафтов можно узнать - верное. Все-таки волоски даже в прижатом виде меняют текстуру поверхности ости, потому отражение света у них немного другое, что в большой массе (в сообществе) издалека заметно. Когда я писал про прижатость, просто намеренно абстрагировался от этого момента. |