Верховья Нахаль-Хайун
Coordinates:
29° 56′ 00″ N, 35° 01′ 00″ E (view at maps of Google, OpenStreetMap, Yandex)
Point description:
В суровых пустынях, лежащих на линии минимальных изогиет, скудная растительность которых приживается лишь в руслах сезонных водотоков, изумрудный цвет- цвет растительной жизни, тучных древесных крон, свежей сочной травы - это почти экзотика, сплошной растительный покров- небывалое чудо. Жителю средней полосы, привыкшему к раздолью полей и лесов, не понять, что значит для такой пустыни кусок земли, покрытый сплошным цветущим ковром.
В южном Негеве - невзрачной стране, где один засушливый год сменяет другой, в верховьях крупного вади Нахаль-Хаюн короткие два-три месяца можно наблюдать удивительную картину - зеленый луг посреди пустыни. Это явление - а мы говорим об участке сухого русла длиною в несколько км, занятого плотным растительным сообществом с безусловным господством в нем эфемеров - случай по всей видимости неординарный для всего региона (например А. Данин в своей книге "Флора Израиля и сопредельных стран" הצומח בישראל ובשכנותיה , к сожалению только на иврите)
Известно, что в экстрааридных климатических условиях (зональная растительность южной Палестины, Синая и севера-запада Аравийского п-ва (кол. осадков менее 100 мм в год)), господствующей формой жизни растений являются кустарнички и полукустарники, различные же эфемеры занимают в сообществах подчиненное положение, произрастая отдельными особями, либо группами, проявляясь, как сезонный аспект в очень короткий период с конца зимы и до середины весны. В это время сплошной травостой можно встретить в виде узких полос по перифериям сухих русел. На открытых пространствах лишь в особо дождливые годы склоны холмов и мелкие прогибы поверхности покрываются зеленоватым налетом из рассеянных мелких эфемеров. Вообще, всякая растительность, в том числе и многолетняя, практически нигде не слагает протяженного сомкнутого покрова. В больших и малых вади растения держатся краев русла и возвышенных участков, не заселяя днище, по которому в дождливый сезон прокатываются сметающие все на своем пути потоки воды. Разрушительные наводнения и отсутствие сколько нибудь развитого почвенного слоя, способного аккумулировать и удерживать напор воды, мешают равномерному расселению растений по днищам сухих водотоков. Но в тех редких случаях, когда указанные факторы по разным причинам отсутствуют, либо действуют отчасти, облик пустынных русел приобретает своеобразные и неожиданные черты.Такие черты мы находим и у Нахаль-Хаюн.
Это крупное русло берет свое начало на равнине Увда. Именно здесь, на просторах этой равнины, и возникают условия, формирующие экотопы внутренних водотоков и верховий Нахаль-Хаюн. География и рельеф равнины Увда (которая сама заслуживает отдельного обзора), превращают ее в своеобразную ловушку для огромных масс песка и пыли, переносимых ветрами из глубин африканских пустынь, Синая, Негева и Аравийского п-ова. Эти массы оседают на внутренних склонах и днище равнины и попадают в русло Хаюн, которое дренирует равнину Увда, разгружая, в частности, ее твердый сток. Тонны хорошо отсортированного тонкозернистого материала выносятся ежегодно вниз по "течению" русла. Широкое, плоское, слабо-наклоненное ложе Нахаль-Хаюн, способствует равномерному распределению этого материала и дождевых вод по днищу русла. Потоки воды теряют скорость и хорошо усваиваются рыхлым поверхностным горизонтом, и все это становится отличным базисом для развития растительности, в особенности мелкой, с коротким периодом вегетации.
При том что Нахаль-Хаюн отличается сплошным растительным покровом и видовым многобразием, растения, его населяющие, остаются типичными представителями местной пустынной флоры, и все что здесь, в вади, процветает в пышном изобилии - редкими, чахлыми куртинками разбросано и на окрестных склонах. Можно сказать, что в Нахаль-Хаюн представлена зональная, однолетняя флора всего южного Негева. Тут на участках в несколько кв.м. без труда набирается 10-20 видов эфемеров, составляющих основу местной травянистой растительности. На фоне последней, куда как бедно в вади Хаюн смотрятся различные кустарнички и полукустарнички. Они сильно уступают травам и количеством видов, и общей фитомассой. Среди крупных и часто встречаемых выделяется Anabasis articulata , вокруг кустов которого образуются невысокие земляные наносы. Распространены также:Fagonia mollis, Fagonia аrabica,Pulicaria incise, Asteriscus graveolens.
По мере удаления от своих истоков, русло Нахаль-Хаюн меняет свой облик, превращаясь в типичное пустынное вади. Рельеф днища теряет равномерную сглаженность, сплошной травостой исчезает, и в сильно разреженном растительном покрове начинают господствовать деревья и кустарники (гребенщики, дереза, акации). Пропетляв еще несколько десятков км. по Негевскому нагорью, Нахаль-Хаюн нисходит в долину Арава и исчезает в ней, "влившись" в главный водоток этой долины.
Наиболее распространенные эфемеры Нахаль-Хаюн:
1. Aaronsohnia factorovskyi,
2. Anastatica hierochuntica,
3. Anthemis melampodina,
4. Avena wiestii,
5. Calendula tripterocarpa,
6. Centaurea pallescens,
7. Diplotaxis acris,
8. Diplotaxis harra,
9. Erodium oxyrhynchum,
10. Erodium touchyanum,
11. Erucaria rostrata,
12. Filago desertorum,
13. Ifloga rueppellii.
14. Launaea angustifolia,
15. Leontodon laciniatus,
16. Malva parviflora,
17. Matthiola livida,
18. Opophytum forsskali,
19. Plantago ovata,
20. Reseda boissieri,
21. Rumex vesicarius,
22. Senecio glaucus,
23. Stipa capensis,
24. Trigonella stellate.
ru
Верховья Нахаль-Хайун, image of landscape/habitat.
Низовья Нахаль-Хайун. [summer]
Administrative location:
• Израиль, Южный Округ, районный комитет Хэвель Эйлот
Phisiographic location:
• Средиземноморье и Переднеазиатские нагорья, Левант, пустыня Негев, вади Нахаль-Хайун
See also: