Создание раздела "Техника фотографии растений"
|
Plantarium online plant identification guide |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Tetiana Gorielova | Было так все понятно!..
До последнего предложения :) |
Алексей Эбель | Сергей Апполонов wrote:
Интересный прием!
Я думаю, что при макросьмке КОМПАКТАМИ возникает элементарная проблема недостаточности освещенности для работы автофокуса. Выхода 2: либо повысить освещение самого объекта, либо повысить его контрастность.
Для первого варианта можно попытаться подсветить объект любым имеющимся под рукой предметом с отражающими свойствами (попускать солнечных зайчиков, так сказать). Смотреть, чтобы при поднесении фотоаппарата к объекту он не затенялся тенью от фотоаппарата, от рук, от тела. Если не помогает - увеличить до разумных пределов ИСО, если это возможно. Открыть диафрагму, если это возможно.
Я в ветке по балансу белого советовал иметь небольшой листок белого (посмотрите). Так вот можно то, что предлагает Сергей - контрастный рисунок - сделать на другой стороне. Сразу 2 зайцев! Я только думаю, 4 на 4 клетки будет достаточно. Причем не обязательно квадраты. Нужен контрастный рисунок с крупными деталями. Но лучше подобрать индивидуально к фотоаппарату. Сейчас есть время.
Я думаю, мы этот блок подробнее вставим в Макросъемку.
Спасибо за дельный совет!Зафиксирую тут идин из приёмов макросъёмки, иначе забудется. Это касается недорогих "мыльниц". При макросъёмке такой камерой объектив иногда не может сфокусироваться на какой-то мелкий объект, промахивается и фокусируется на чём угодно, но только не на том, что нужно. Например, очень сложно снять моей мыльницей цветок бересклета. Чтобы решить эту проблему, я использую следующий приём: Если снимаю мелкий цветок или часть растения, срываю более или менее крупный лист, если он есть под руками, лист мать и мачехи или белокопытника - это то, что нужно. Можно рапечатать небольшой лист в чёрно-белую клетку. Перед наведением фокуса подношу "фоновый объект" к объекту съёмки и нажимаю кнопку, фокусирую кадр без снимка, затем убираю "фон" и произвожу снимок. При достаточном опыте получаются сносные фото, на которые по-другому просто нельзя было бы сфокусироваться, штатив облегчает эту задачу. Имейте ввиду, что от цвета "фонового" объекта будет зависеть экспозиция кадра, это нужно учитывать и производить соответствующие корректировки. |
Lena Glazunova | Татьяна Горелова wrote:
Экспозиция часто выставляется по средней освещенности попадающего в кадр. Если Вы подкладываете белый лист под цветок, Вы повышаете эту освещённость. Т.е. значение выдержки будет установлено ниже, чем следует.Было так все понятно!.. До последнего предложения:) |
Андрей Любченко | Лена Глазунова wrote:
Елена, во всем - компромисы ...
изложенный метод (установка фокуса на трудно "ловящийся" объект, подстановкой временного контрастного объекта на будущее "место съемки", хорошо работает, если фотографируете СО ШТАТИВА, и на фотике есть опция, - /при полунажатой кнопке спуска, настройки фокуса сохраняются/ (увы, это не на всех компактах реализовано)
Если фотографируете с рук, - и используете изменение ракурса при полунажатой кнопке спуска, прийдется упражнятся в глазомере: Решить, с какого растояния будет сделан кадр. Найти поблизости сходный, но более удобный для фокусировки обьект. С планируемого расстояния сфокусировать кадр на нем. И, - неотпуская полунажатую кнопку спуска, перенести фотик на первоначальную позицию.Если Вы подкладываете белый лист под цветок, Вы повышаете эту освещённость. Т.е. значение выдержки будет установлено ниже, чем следует. |
Dmitry Oreshkin | Сергей Апполонов wrote:
А мы, когда не в одиночку, просим коллегу поставить рядом с объектом съёмки ладонь :)
После фокусировки по команде он её убирает, вуаля!При макросъёмке такой камерой объектив иногда не может сфокусироваться на какой-то мелкий объект, промахивается и фокусируется на чём угодно, но только не на том, что нужно. Например, очень сложно снять моей мыльницей цветок бересклета. Чтобы решить эту проблему, я использую следующий приём: Если снимаю мелкий цветок или часть растения, срываю более или менее крупный лист, если он есть под руками, лист мать и мачехи или белокопытника - это то, что нужно. |
Sergey Appolonov | Если фотографируете с рук, - и используете изменение ракурса при полунажатой кнопке спуска, прийдется упражнятся в глазомере: Решить, с какого растояния будет сделан кадр. Найти поблизости сходный, но более удобный для фокусировки обьект. С планируемого расстояния сфокусировать кадр на нем. И, - неотпуская полунажатую кнопку спуска, перенести фотик на первоначальную позицию. |
Алексей Эбель | Андрей Любченко wrote:
Андрей, я согласен, что все это непросто.
Я бы даже сказал не компромиссы, а "ухищрения".
Я думаю, что предустановка фокуса при полунажатой кнопке есть у большинства компактов. Но проблема в том, что для большинства Программных функций будет устанавливаться еще и выдержка.
Поэтому надо проверить другой порядок действий. Если аппарат позволяет вручную устанавливать пару Выдержка/Диафрагма (или в режиме Макро - только выдержка), то сначала проверяются эти показатели на объекте на "автомате", потом они же выставляются вручную, потом проводится фокусировка на рисунок на полунажатой кнопке (рисунок можно крепить прищепкой рядом с объектом так, что бы фотоаппарат нужно было немного повернуть в сторону), поворачиваем и нажимаем.
Что касается штатива, то абсолютно согласен: если хотите делать макросъемку, то имейте упор. На самом деле варианты есть кроме штатива. Но исключительно важно, чтобы аппарат не "гулял", т.к. короткую выдержку использовать будет сложно, да и фокус будет находиться в незначительных пределах.
Это тоже все потом вложим в раздел по макросъемке.
Можно иметь т.н. софтбэг: небольшой мешок из ткани, набитый чем-то вроде гречишной шелухи. Очень удобен для фотографирования объектов на уровне земли. Можно достаточно жестко фиксировать руку. Есть любители, которые для фиксации руки на определенной высоте используют вервку: петля надевается на носок обуви и наматыванием на руку фиксируется на определенной высоте. При натягивании веревки рука не так "ходит" и нет дрожания практически.
|
Андрей Любченко | Алексей, мы друг другу, не противоречим.
Алексей Эбель wrote:
Я бы даже сказал не компромиссы, а "ухищрения". Я думаю, что предустановка фокуса при полунажатой кнопке есть у большинства компактов. Но проблема в том, что для большинства Программных функций будет устанавливаться еще и выдержка. Андрей Любченко wrote:
СХОДНЫЙ, - подразумевает, - примерно в одних условиях (в том числе, и по освещённости)
Есть ещё один "шаманский" приём, для компактов. В компактах, в предлагаемых режимах фотографировани (кроме режима /автомат/), есть кнопочное переключение алгоритмов настройки экспозиции: - /по всему кадру/,/по центру кадра/,/по центральной точке кадра/. Так вот, при установке замера экспозиции по центральной точке кадра, и фокус, как правило, наводится на эту точку. :) Ну, а если, желаемая точка сильно по цветовой температуре отличается от общего поля кадра (в ту, или иную сторону), то всегда - результат можно поправить в редакторе изображения. Главное, что резкость "схатила" где хотелось :)Найти поблизости СХОДНЫЙ, но более удобный для фокусировки обьект |
Алексей Эбель | Вот еще пример, как можно и фокусировать, и править баланс белого, и получать представление о размерах растения.
Особо помогает для растений с тонким стеблем, на который сложно сфокусироваться. Эстетическое восприятие снижается, но научная ценность растет. |
Ivan Fomichev | Обсуждение обработки фото выделено в отдельную тему. |
Elvir Izmaylov | Алексей Эбель wrote:
Нашёл в интернете этот способ. :D
http://artdm.ru/2008/cheap_stabilizer/Есть любители, которые для фиксации руки на определенной высоте используют вервку: петля надевается на носок обуви и наматыванием на руку фиксируется на определенной высоте. При натягивании веревки рука не так "ходит" и нет дрожания практически. |
Алексей Эбель | Вот видите, как много можно найти! Вообще в идеале делают на 2 ноги и удерживающую руку, чтобы получился треугольник. Вариантов масса - было бы желание учиться и тренироваться. Тяжело в ученье - легко в поле. |
Lena Glazunova | Вот только времени нет рыться в поисках интересных и полезных ресурсов... |
Алексей Эбель | Вот!!!
Поэтому сейчас коллекционируем, кто что знает, потом систематизируем, описываем и дарим широкому кругу! |
Nikolay Degtyaryov | В целом Владимир говорит дело, с ним сложно не согласиться, только надо чуть мягче :)
Знаете, на самом деле сложно угадать какой информационный ресурс окажется более востребованным. Например отличная идея с созданием подборок привела к тому что их всего 15 на 9 человек :( Надеюсь со временем их станет больше и участники чаще будут пользоваться этой возможностью. У меня пока не хватает на это времени :( Я думаю не стоит рубить на корню возникающую новую информативную среду в виде «Техника фотографии растений». Это же только плюс проекту, но не минус. Хочу пожелать куратору темы выдержать шквал возникающей критики и продолжить нужное дело. Строить всегда сложнее, чем ломать. А время всех рассудит. ;) |
Алексей Эбель | Спасибо за понимание. Как видите, с конструктивная критика воспринимается, материал на нескольких ветках обсуждается достаточно активно, рекомендации собираются. Рады всем присоединившимся. Надеемся до первоцветов уже что-то сделать. |
Алексей Эбель | Я тут на досуге решил проверить, что из себя представляют современные компакты. Взял у детей Samsung ES10. На сайте производителя спецификации нет, кому интересно, можно посмотреть на http://foto.ru/samsung_es10_silver.html. Вкратце: 8,1 Мп, ПЗС 1/2,5, разрешение 3264*2448, объектив 6,3-18,9 (38-114 в экв.), F 2,8-5,2. Короче, выступает в легком весе.
Куплен аппарат был «походя» на распродаже в гипермаркете, чтобы дети осваивали основы, так сказать. Они им что-то «щелкают», но как-то руки не доходили посмотреть ни на сам аппарат, ни на их творчество.
А тут решил попробовать его в деле. «Заросли» на подоконнике, слабое зимнее (но солнечное и не прямое) освещение – чем не имитация съемки в лесу? Ну, конечно, с некоторыми оговорками, но тем не менее.
Т.е. была мысль проверить: а возможно ли хоть как-то настроить такой аппарат, чтобы получить снимки, приемлемые для выкладки в Интернет? Скажу прямо, мне показалось, что это весьма реально.
Чтобы не перегружать сайт, я оригиналы (без обработки и кадрирования) выложил на http://picasaweb.google.com/Plantarium.foto/GoGcSD?feat=directlink#. Фото можно посмотреть в полном размере (значок Лупа в правом верхнем углу над фото) и прочитать полную информацию по установкам (закладка Подробная информация – справа на сером поле). Можно скачивать, кому удобнее смотреть через редакторы.
Объект: небольшой цветок около 2,5 см.
Условия съемки: подоконник, солнце в дымке, прямой свет в окно не попадает, съемка с рук без упора. Делался, как правило, 1 кадр (дополнительные кадры делались только для 2 и 4 случая).
Пояснения к фото (не вникая глубоко в детали и понятным для пользователей таких аппаратов языком).
1. Полный автомат, объектив не выдвинут. Все «прелести» рассеянного освещения из-за объекта (контрового света). Фокус достаточно быстрый, но не точный.
2. То же самое, попытка приблизить аппарат к объекту. Выдает звук готовности, но четкой фокусировки не происходит.
3. Выставляется установка «Макро» (у большинства аппаратов вынесена на заднюю стенку аппарата с рисунком стилизованного цветочка). Другие настройки не трогаются. Объектив по прежнему на минимуме.
4. То же, что предыдущее, но объектив «на максимум» (хочу сразу обратить внимание, что есть оптическое и цифровое увеличение; отключайте цифровое сразу, если камера это позволяет; если невозможно – при увеличении на дисплее вы должны видеть, что шкала увеличения разбита на 2 части: сначала идет именно оптическое; не перемещайте ползунок за эту границу). Такой режим должен быть более приемлем для «содержательного» качества снимка. Но сразу начинаются проблемы с фокусировкой и пытается сработать вспышка. Чтобы была возможность сравнения, вспышку отключаю. Фокус очень долго ездит и пытается за что-то зацепиться.
5. Выставляю в ручном режиме следующее: принудительная вспышка, компенсация экспозиции -1, условия съемки – пасмурно, ISO 200. Все остальные снимки сделаны с этими установками. На 5 кадре специально занизил точку съемки, чтобы в кадр попало больше контрового света. Вспышка хорошо компенсировала. Объектив на минимуме для более точного фокуса.
6. Все то же самое, но попытка уйти от контрового света – точка съемки выше. Цвета стали более насыщенными.
7. Это уже следующий шаг: притенил вспышку обычной писчей бумагой (просто взял лист и его углом закрыл вспышку). Цвета стали не такими «кричащими» и тени на цветке сгладились.
8. Все таки решил сфотографировать на максимальном зуме. Пришлось делать несколько кадров, чтобы выбрать резкий. Понял, что зря поставил принудительно ISO, т.к. аппарат отреагировал максимальным прикрытием диафрагмы, т.е. уменьшить таким способом глубину резко изображаемого пространства (ГРИП) не получилось.
Да, все элементарно. Но – наглядно, как минимум.
Да, обратите внимание: начиная с 5 фотографии присутствует белый объект, внесенный в кадр специально для баланса белого. Прошу присылать предложения по развитию этой темы, чтобы летом ее сделать в полевых условиях. Постараюсь на выходные выехать «в поле» и попытаться «набросать темы» на этом же агрегате. Хотел делать параллельно на просьюме и зеркалке, но, думаю, и компакта хватит пока, чтобы показать приемы без всяких профессиональных приспособлений. |
Искатций Радвиллов | Так всё и заглохло? |
Nikolay Degtyaryov | Нет, подкидываю - см. http://entomology.ru/archiv_text/cyber-pdf.htm :) |
Dmitry Oreshkin | Искатций Радвиллов wrote:
Статья про обработку фото уже готова к вёрстке, надеюсь, через неделю появится.Так всё и заглохло? |
Ivan Fomichev | Вот тут уже обзывают болотом :rolleyes: |
Elvir Izmaylov | Я так понял, что на этом сайте слово "болото" это высший комплимент. ;) Там как раз сожалеют, что оно пересохло.
Нашёл там интересную ссылку "Учимся фотографировать аквариум" Мне кажется нам нужно нечто подобное, но адаптированное для съёмки в полевых условиях. |
Юрий Семейкин | Что вы тут мудрите?.Если человек знает растение с точностью до вида и хочет показать это средствами фотографии (если это возможно) он сделает это. Во всех остальных случаях ему остаётся снимать всё, что можно снять и надеяться, что в кадр попадут объекты важные для диагностики. Большинство снимков наверное многими делается всё же мимоходом и заранее, всегда,-ко всему не подготовиться Дмитрий Орешкин wrote:
|
Андрей Любченко | Вы будете удивлены, но, - до сих пор встречаю растения которых не знаю :) и при всей "подготовке" часто приходится бегать к растению и пытаться снять - о чём спросили :)
А, вообще, места для спора тут нет. Это разные методы, - Представлять для других известное автору (имеющему ботанические знания) растение, и фотографировать незнакомое "неизвестно что" :)
Юрий Семейкин wrote:
Тоже, - подпишусь :)
Р.S. - однако, где-то должно быть написано КРУПНЫМИ БУКВАМИ , что в таком ракурсе, http://forum.plantarium.ru/viewtopic.php?pid=100322#p100322 для выкладывания на сайт, фото соцветий сложноцветных фотографировать не стоит.снимать всё, что можно снять и надеяться, что в кадр попадут объекты важные для диагностики |
Андрей Любченко | Юрий Семейкин wrote:
Опять-же, - нет места для спора. Просто, фото цветов, и фото растений необходимых для сайта, - это две разные разности.
Требуются другие ракурсы, и другие акценты на фото растения. А выбор ракурса, или как заставить фотик сфокусироваться на обёртке соцветия а не на лепестках, это - как раз и относится к технике фотографии, в данном случае - к технике фотографии с ботаническим уклоном :)Опять же - не нужно путать технику фотографирования растений и ботанические знания - это две разные разности! |
Feedback | To the top |